Обучение плаванию детей

Обучение плаванию детей

Методика обучения плаванию зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучаемых, поставленных задач, условий обучения и др. В общем же, для детей грудничкового возраста, раннего дошкольного возраста используются методики З. П. Фирсова и Н. Ю. Янушанец, а для детей дошкольного возраста используются методики, основанные на методах обучения спортивному плаванию.

       

Дети, много и регулярно плавающие, растут быстрее. Плавание способствует развитию выносливости и координации движений.

Благотворное влияние оказывает плавание и на нервную систему занимающихся: способствует улучшению сна, повышает аппетит, снижает уровень стресса, снимает напряжение и увеличивает работоспособность. Человек, регулярно занимающийся плаванием, меньше подвержен простудным заболеваниям за счет совершенствования механизма терморегуляции.

Задачи и этапы обучения

В процессе обучения плаванию решаются следующие основные задачи:

  • укрепление здоровья, закаливание, воспитание стойких гиги­енических навыков;
  • изучение основ техники плавания и овладение жизненно не­обходимым навыком плавания;
  • всестороннее физическое развитие, укрепление опорно-дви­гательного аппарата и совершенствование таких физических ка­честв, как координация движений, сила, гибкость, выносливость, быстрота и ловкость;
  • ознакомление с правилами поведения на воде, требованиями безопасности и овладение навыками прикладного плавания.

Процесс обучения плаванию условно делится на три этапа. Длительность каждого из этих этапов строго индивидуальна и зависит от физического состояния ребенка, его эмоционального развития.

Ознакомление со свойствами водной среды и формирование предварительного представления о технике плавания

Ознакомление с непривычной средой приводит к образованию специфических рефлексов вестибулярного, дыхательного, термо­регуляционного аппарата, что содействует освоению навыка пла­вания. На этом этапе занимающиеся должны получить представ­ление о способе плавания, познакомиться с ха­рактером и амплитудой движений, отдельными элементами тех­ники изучаемого способа.

Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом

В результате освоения с водой и разучивания элементов техни­ки плавания — движений ногами, руками, дыхания — формируют­ся навыки, которые являются основой для выработки оптималь­ной рабочей позы пловца, умения выполнять гребковые движения в горизонтальном без опорном положении тела, опираться о воду основными гребущими поверхностями рук и ног. Последователь­ное изучение элементов техники плавания является основой каче­ственного освоения способа плавания в целом.

Закрепление и совершенствование техники плавания

На этом этапе овладение техникой способа плавания прочно за­крепляется и доводится до автоматизма. В результате, занимающи­еся овладевают умением ритмично выполнять гребковые движе­ния, согласованные с дыханием; проплывать намеченные расстоя­ния без искажения техники плавания.

Подготовительные упражнения. Упражнения для первоначального ознакомления со свойствами воды:

  • упражнения для обучения дыханию;
  • погружение, всплывание и лежание;
  • скольжения;
  • прыжки в воду.

Специальные упражнения:

  • упражнения на освоение техники плавания по элементам;
  • упражнения с вспомогательными средствами на отработку отдельных элементов;
  • координационные упражнения;
  • отработка техники плавания.